Аудио книга в кратком пересказе
93-й год. Виктор Гюго. 1874 год. Часть третья. Книга четвёртая. «Мать». Пересказ подготовлен сайтом ‘Кратчайшее.РФ’.
В один из жарких августовских дней начинается осада замка Тург, где укрылся маркиз Лантенак вместе с несколькими своими верными соратниками. Положение осаждённых крайне тяжёлое: республиканцы плотно окружили замок, и у Лантенака почти не осталось надежды на спасение. Симурден, фанатичный представитель революционной власти, с нетерпением ждёт прибытия гильотины из Парижа — он уверен, что только казнь может стать достойным финалом для врагов революции.
В это время Мишель Флешар, мать троих маленьких детей, которых Лантенак взял в заложники, случайно видит на дороге гильотину, которую везут к замку. Она в ужасе сворачивает с дороги и прячется, не в силах смотреть на орудие смерти. Вскоре она слышит объявление: Лантенак официально объявлен вне закона, его ждёт неминуемая казнь. Мишель мучительно ищет замок Тург, ведь там находятся её дети, и она готова на всё ради их спасения.
Детей помещают на втором этаже башни замка, в старой библиотеке с массивной железной дверью. На первом и третьем этажах складывают горючие материалы — это делается на случай, если придётся поджечь башню и уничтожить заложников вместе с замком. Осаждённые предъявляют республиканцам страшный ультиматум: если им не дадут свободно уйти, дети-заложники погибнут в огне.
Командующий республиканцами Говен посылает солдат за лестницей в ближайшую деревню — только с её помощью можно будет спасти детей из башни. Симурден же готов отпустить всех мятежников, кроме самого Лантенака, если дети будут освобождены. Однако вандейцы (сторонники монархии), презирая такие условия, решают принять бой до конца, даже если это приведёт к их гибели.
Перед боем осаждённые исповедуются — они понимают, что шансов выжить почти нет. В этот момент происходит неожиданное: один из камней в стене отходит в сторону — оказывается, подземный ход действительно существует! Гальмало, преданный сторонник Лантенака, вовремя приходит на помощь и открывает путь к спасению.
Однако чтобы остальные успели уйти по подземному ходу, кто-то должен задержать наступающих республиканцев хотя бы на четверть часа. На эту жертву добровольно идёт свирепый Иманус — он остаётся прикрывать отход товарищей ценой собственной жизни.
Сержант Радуб первым врывается в замок и вступает в схватку с Иманусом. Но агонизирующий вандеец успевает поджечь фитиль: башня начинает гореть. Республиканцы в бессильной ярости наблюдают за пожаром — они не могут пробиться внутрь: железную дверь невозможно взломать, а лестницу крестьяне уже сожгли, устроив засаду для гильотины (которая всё же добралась до замка).
Лантенак с частью своих людей ускользает через подземный ход, а дети оказываются запертыми на втором этаже горящей башни. Их гибель кажется неизбежной: никто не может добраться до них без лестницы.
В этот момент Мишель Флешар видит своих детей в окне охваченного пламенем замка. Она в отчаянии бросается к башне, но сделать ничего не может — огонь и железная дверь преграждают путь.
Что хотел донести автор этим фрагментом? Виктор Гюго показывает трагедию войны и революции через судьбы простых людей. Он подчёркивает, что в вихре исторических событий страдают невинные — дети и их мать становятся жертвами борьбы между двумя непримиримыми лагерями. Автор заставляет читателя задуматься о цене идеалов и фанатизма: ради победы одной стороны готовы жертвовать даже детскими жизнями. Гюго также показывает силу материнской любви — Мишель готова на всё ради спасения своих детей, но оказывается бессильна перед жестокостью обстоятельств.
Этот фрагмент наполнен драматизмом и напряжением: каждый персонаж стоит перед тяжёлым выбором между долгом и человечностью. Симурден и Говен разрываются между революционным долгом и состраданием к детям; Лантенак выбирает спасение своих людей ценой жизни заложников; мать отчаянно борется за своих детей. Всё это подчёркивает главную мысль автора: никакая идея не стоит человеческой жизни, особенно жизни ребёнка.
Гюго использует яркие образы и напряжённые сцены, чтобы показать ужасы гражданской войны и призвать к милосердию даже в самые жестокие времена.