Аудио книга в кратком пересказе
Недоросль. Денис Иванович Фонвизин, 1782. Действие третье. Приезд Стародума.Пересказ подготовлен сайтом ‘Кратчайшее.РФ’.
Стародум приезжает к Простаковым. Его приезд вызывает в доме волнение: все понимают, что он — человек уважаемый, честный и богатый. Софья, племянница Стародума, очень рада видеть дядю. Стародум сразу сообщает ей важную новость: он оставляет ей всё своё состояние Софье. Девушка потрясена и благодарит дядю за заботу и любовь. Стародум говорит, что забирает Софью с собой в Москву, чтобы выдать её замуж за достойного человека, а не за того, кого ей навязывают Простаковы.
Простакова и Скотинин, которые рассчитывали женить Митрофана или Скотинина на богатой Софье, пытаются переубедить Стародума. Простакова уверяет гостя, что Митрофан — лучший жених для Софьи: он якобы умён, воспитан и усердно учится. Она рассказывает, что в их роду учёба никогда не была в почёте, но ради Софьи Митрофан будто бы изменился: теперь он не встаёт из-за книги и всё время занимается. Скотинин тоже старается убедить Стародума, что он — подходящая партия для Софьи, но Стародум твёрд в своём решении.
Стародум объясняет Простаковой и Скотинину, что не отдаст Софью за их родственников. Он считает, что главное — не богатство и знатность рода, а честность, доброта и воспитание. Простакова расстраивается и злится, но ничего не может поделать.
Все расходятся по своим делам. В комнате остаются учителя Митрофана — Цыфиркин (учитель арифметики) и Кутейкин (учитель грамоты). Они жалуются друг другу на то, как трудно учить Митрофана: три года он не может освоить арифметику и четыре года — грамоту. Учителя сетуют на лень и глупость своего ученика.
В комнату входит Митрофан вместе с матерью. Простакова уговаривает сына хотя бы для вида позаниматься с учителями: ей важно показать Стародуму, что Митрофан — прилежный ученик. Но Митрофан ленится и не хочет учиться.
В этот момент появляется Вральман — ещё один наставник Митрофана. Он заявляет, что Митрофану вовсе не нужно учиться грамоте: мол, зачем ему это? Лучше дружить со «своими», такими же неграмотными людьми. Простакова поддерживает Вральмана: она считает, что главное — быть своим человеком среди простых людей, а учёба ни к чему.
Митрофан рад такому повороту событий: теперь ему можно не заниматься вовсе. Простакова и сын уходят довольные.
Учителя остаются одни и начинают ссориться между собой: каждый обвиняет другого в том, что Митрофан ничего не знает. Цыфиркин и Кутейкин решают проучить Вральмана за его вредные советы и хотят его побить. Но Вральман быстро убегает от них.
Автор пьесы «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин хотел показать читателям вред невежества и лени. Он высмеивает таких людей, как Простакова и её сын Митрофанушка: они богаты, но глупы и жестоки. Фонвизин показывает, что без образования человек становится смешным и даже опасным для окружающих. Через образ Стародума автор говорит о настоящих ценностях: честности, доброте, уважении к людям и стремлении к знаниям. Фонвизин призывает нас учиться не ради показухи или выгоды, а чтобы стать умнее и лучше. Пьеса учит уважать труд учителей и понимать важность образования для каждого человека.