Топ-100

Мастер и Маргарита краткий пересказ содержания 1 части

Аудио кратком пересказе

том кратко
Пауза
00:00
Sorry, no results.
Please try another keyword

Мастер и Маргарита. Булгаков Михаил Афанасьевич, 1966 год. ЧАСТЬ I. Пересказ подготовлен сайтом ‘Кратчайшее.РФ’.

В первой части романа действие разворачивается в Москве 1930-х годов. Всё начинается с того, что на Патриарших прудах встречаются два литератора — Михаил Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, и поэт Иван Бездомный. Они обсуждают поэму о Христе, которую пишет Иван, и спорят о существовании Бога и дьявола. В этот момент к ним подходит загадочный иностранец — Воланд, который представляется профессором чёрной магии. Воланд начинает странный разговор о том, что Иисус действительно существовал, и предсказывает Берлиозу скорую смерть. Вскоре Берлиоз погибает под трамваем, как и предсказал Воланд.

Появление Воланда и его свиты (Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и Гелла) в Москве становится началом череды мистических и пугающих событий. Свита Воланда устраивает в городе настоящий переполох: они разыгрывают магические спектакли, наказывают жадных и лицемерных людей, высмеивают бюрократию и обывательские пороки. Например, в театре Варьете Воланд и его помощники устраивают магическое шоу, где зрители получают дорогие вещи, которые потом исчезают, а сами зрители оказываются в нелепых и смешных ситуациях.

Параллельно с московскими событиями в романе появляется вторая сюжетная линия — история в Ершалаиме (древнем Иерусалиме), где прокуратор Понтий Пилат ведёт допрос странного философа Иешуа Га-Ноцри. Иешуа говорит о добре, прощении и истине, но его обвиняют в подстрекательстве к мятежу. Пилат не находит в нём вины, но под давлением толпы и первосвященников приговаривает Иешуа к казни. Эта линия появляется как сны и видения, а позже — как роман, написанный Мастером.

В Москве Иван Бездомный, пытаясь поймать Воланда и его свиту, оказывается в психиатрической клинике. Там он встречает Мастера — талантливого писателя, который создал роман о Понтии Пилате и Иешуа, но был сломлен критикой и предательством любимой женщины. Мастер рассказывает Ивану свою историю: он был влюблён в Маргариту, но после травли со стороны литературных критиков сжёг рукопись романа и оказался в больнице.

Воланд и его свита продолжают свои проделки в Москве, наказывая нечестных людей, высмеивая жадность, лицемерие и страх перед властью. Они показывают, что в городе царит ложь, трусость и лицемерие, а настоящая доброта и честность встречаются редко. Булгаков через эти сцены высмеивает советскую действительность, бюрократию, доносы, страх перед начальством и отсутствие настоящей духовности.

В первой части романа реальность тесно переплетается с мистикой: Воланд и его свита обладают сверхъестественными способностями, могут менять облик, исчезать, читать мысли. Их появление в Москве — это не просто фантастика, а способ показать, что в мире есть силы, которые могут вмешиваться в человеческие дела, наказывать за зло и награждать за добро.

Автор через образ Воланда показывает, что зло не всегда однозначно, а добро может быть слабым и беззащитным. Булгаков поднимает вопросы о свободе воли, ответственности за свои поступки, о том, что каждый человек делает выбор между добром и злом. Параллельно он показывает, как власть и страх могут уничтожить талант, любовь и истину, как это произошло с Мастером.

В первой части романа Булгаков также показывает, что даже в мире, где царит ложь и страх, есть место для настоящей любви и творчества. Мастер и Маргарита — символы этой любви и верности своим идеалам, несмотря на все испытания.

Таким образом, первая часть романа — это переплетение реальности и мистики, сатиры и философии, где автор через фантастические события и образы показывает настоящие проблемы общества, заставляет задуматься о добре и зле, о смысле жизни и человеческой судьбе.