Топ-100

Продолжение. Возвращение в лагерь.

Аудио книга в кратком пересказе

Книга кратко
Пауза
00:00
Sorry, no results.
Please try another keyword

Один день Ивана Денисовича. Александр Исаевич Солженицын, 1962 год. Продолжение. Возвращение в лагерь. Пересказ подготовлен сайтом ‘Кратчайшее.РФ’.

В произведении Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» описывается один из обычных дней заключённых в советском лагере. Рассказ начинается с того, как конвой пересчитывает зэков после работы. Счёт не сходится, и это вызывает тревогу среди заключённых: ведь от точности пересчёта зависит, когда их отпустят в лагерь и как скоро начнётся обыск — шмон. В бригаде 32-й не хватает молдаванина, про которого ходят слухи, что он был шпионом. Зэки начинают злиться и нервничать, ведь задержка может означать лишние минуты на морозе и проблемы при возвращении в зону.

Конвой снова пересчитывает зэков, и на этот раз всё сходится. Заключённые видят, что ворота открываются, и перестают ворчать. Они идут медленно, стараясь не замёрзнуть на пронизывающем ветру. Начкар — начальник караула — пытается ускорить движение колонны, но зэки не спешат подчиняться: каждый шаг даётся им с трудом после тяжёлого рабочего дня.

Вскоре колонну догоняет другая группа заключённых — колонна мехзавода. Между двумя колоннами начинается негласная гонка: никто не хочет идти последним, ведь это значит дольше ждать обыска и позже попасть в лагерь. Зэки и конвой ускоряют шаг, чтобы обогнать мехзаводцев. В конце концов колонна достигает лагеря первой, и начинается шмон — тщательный обыск на предмет запрещённых вещей.

Главный герой повести — Иван Денисович Шухов — решает занять очередь в посылочную, чтобы узнать, не пришла ли ему посылка. В кармане у него оказывается ножовка, которую он забыл выложить перед выходом на работу. Шухов понимает, что если её найдут при обыске, его могут посадить в карцер — наказание суровое и опасное для здоровья. Он решает спрятать ножовку и переживает за свою судьбу.

Когда начинается шмон у мехзаводцев, надзиратель отпускает Шухова, и тот с облегчением бежит догонять свою колонну. Он чувствует радость от того, что избежал наказания. Зэки возвращаются в зону лагеря уставшие и голодные. Для них вечерний пересчёт становится моментом относительного освобождения: рабочий день окончен, впереди ужин и немного личного времени.

Шухов стоит в очереди за посылкой и наблюдает за тем, как проходит шмон у других заключённых. Он вспоминает прошлые годы, когда получал посылки от семьи, но теперь решил больше не просить их: не хочет быть обузой для родных и привык обходиться малым.

К посылочной подходит Цезарь — интеллигентный заключённый из его бригады. Они обмениваются новостями и шутками: даже в тяжёлых условиях лагеря люди стараются поддерживать друг друга добрым словом. Шухов предлагает Цезарю принести ему ужин, но тот отказывается — у него свои планы.

Получив посылку или просто постояв в очереди, Шухов ощущает себя свободнее: каждый маленький успех или удача в лагере воспринимается как большое достижение.

В этот день начальник лагеря издал новый приказ: все бригады должны ходить строем по четыре-пять человек. Этот приказ вызвал сопротивление среди заключённых — они привыкли к своим порядкам и не хотят подчиняться новым требованиям начальства.

В течение всего дня Шухов проявляет смекалку, выдержку и достоинство. Он заботится о товарищах по бригаде, помогает слабым и старается не терять человеческого лица даже в нечеловеческих условиях лагеря. Его день наполнен мелкими заботами: где достать лишний кусок хлеба, как спрятать тёплый валенок или сохранить инструмент для работы.

Вечером Шухов возвращается в барак вместе с остальными зэками. Они усталые, голодные, но довольные тем, что прожили ещё один день без особых потерь. Для них каждый прожитый день — это маленькая победа над системой.

Таким образом, «Один день Ивана Денисовича» показывает жизнь простого человека в условиях тоталитарного режима. Через подробное описание одного дня автор раскрывает характеры героев, их внутреннюю силу и способность сохранять достоинство даже там, где кажется невозможным остаться человеком.